Главная Блог ... Консультации от юристов Внеплановые строительные проверки 2023 - 2024

Внеплановые строительные проверки 2023 - 2024

Отключить рекламу
 - d3f93cf86addc59ad2c8f3eac3784b42.png

В современных условиях строительство является одной из ключевых сфер роста экономики. А где рост экономики, то есть деньги, там будет системный контроль и надзор со стороны государства, в т.ч. в форме внеплановой проверки строительства. Чтобы быть к этому готовым, в дальнейшем в режиме вопросов – ответы будут рассмотрены актуальные моменты этого вида проверок. А если у тебя остался вопрос без ответа, пиши в комментарии.

СПРАВОЧНИК: Перечень и размер штрафов в сфере строительства в 2024 году

Список вопросов:

- Что такое внеплановая строительная проверка, в чем ее отличие от плановой

- Где посмотреть план внеплановых проверок

- Прекращаются ли внеплановые строительные проверки во время военного положения

- Основания для проведения внеплановой строительной проверки

- Чем поможет адвокат во время и после строительной проверки

- Какие документы к проведению и по результатам проверки принимает ДИАМ

- продолжительное бездействие органа контроля по поводу не проведения проверки нарушает права жалобщика по защите его прав изложенных в жалобе

- Орган контроля обязан пригласить жалобщика на рассмотрение его жалобы

- Что следует понимать под противоправным бездействием субъекта властных полномочий

- Если орган контроля не проводит внеплановую проверку, можно ли обращаться в суд, чтобы обязать провести проверку

- Можно проводить внеплановую проверку только на объекте, где ведутся строительные работы.

- Государственный архитектурно-строительный контроль может осуществляться по построенным объектам, объектам недвижимости в случае, если их строительство (проведение строительных работ) продолжается

- Невыполнение строительной инспекцией требований закона о порядке осуществления внеплановой проверки приводит к признанию проверки незаконной и отсутствию правовых последствий

- Только на этапе допуска к проверке субъект строительства может поднять вопрос о необоснованности назначения и проведения проверки, а допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений.

- Какие нарушения при назначении и проведении проверки будут основаниями для отмены решений, принятых по итогам проверки

- Неправомерность действий контролирующего органа посредством принятия приказа о назначении и проведении проверки может быть предметом отдельного иска

- Возможно в суде отменить акт, принятый по результатам внеплановой проверки

- К чему приведет нарушения совершенные ДИАМ по приводу назначения и проведение проверки

- Требование СБУ о проведении внеплановой проверки является основанием для назначения и проведения проверки

- Каков порядок предварительного уведомления субъекта градостроительства о проведении внеплановой проверки как обязательной предпосылки для ее проведения

- Должен ли контролирующий орган в рамках подготовки к внеплановой проверке совершить действия по сообщению субъекта градостроительства о ее проведении

- Принятию любого решения контролирующим органом должна предшествовать соответствующая внеплановая проверка

– Надлежащими, допустимыми доказательствами наличия нарушений со стороны субъекта градостроительства, в том числе и осуществления самовольного строительства, чем должно быть подтверждено со стороны строительной инспекции

- Законны ли действия контролирующего органа, ссылающегося на невозможность проведения проверки по вине субъекта градостроительства

Вот уже и переходим к ответам:

Что такое внеплановая строительная проверка, в чем её отличие от плановой?

Внеплановой проверкой считается проверка, не предусмотренная квартальным планом работы Государственной инспекции архитектуры и градостроительства (ДИАМ). Внеплановая проверка проводится на основании приказа ДИАМ и направления на проведение проверки. Во время проведения внеплановой проверки, в отличие от плановой, выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения (пункты 14, 16 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного надзора (далее – Порядок)).

Целью проверки является соблюдение заказчиками, проектировщиками, подрядчиками и экспертными организациями требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ.

Где можно посмотреть план внеплановых проверок?

Такой план законодательством не предусмотрен, поэтому ознакомиться с ним нет возможности.

Прекращаются ли внеплановые строительные проверки во время военного положения?

Согласно постановлению КМУ №303 от 13.03.22 "О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения", внеплановые и плановые меры государственного контроля временно прекращаются на период военного положения. Однако в случае угрозы, имеющей негативное влияние на права, законные интересы, безопасность государства и другие сферы могут быть разрешены внеплановые проверки по решению центральных органов исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в соответствующих сферах.

Следовательно, внеплановую проверку можно провести в военное время, требуются только вышеприведенные обстоятельства.

Основания для проведения внеплановой строительной проверки?

Этот список четко определен абзацем 6 части 1 статьи 41 О регулировании градостроительной деятельности:

1) представление субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки объекта строительства или строительной продукции по его желанию;

2) необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ, уведомление о начале выполнения строительных работ, декларацию о готовности объекта к эксплуатации в течение трех месяцев со дня представления указанных документов;

3) выявление факта самопроизвольного строительства объекта;

4) проверка выполнения субъектом градостроительства требований распоряжений (предписания) органов ДИАМ;

5) требование главного инспектора строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, по проведению проверки при наличии оснований, предусмотренных законом;

6) обращение физических или юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;

7) требование правоохранительных органов по проведению проверки.

Чем поможет адвокат во время и после строительной проверки?

Адвокат выступает в качестве юридического консультанта и представителя клиента. Основная задача – обеспечить правовую защиту клиента и помочь справиться с возможными проблемами, которые могут возникнуть в ходе проверки, в т.ч.

- представление интересов клиента перед органами контроля, осуществляющие коммуникацию с органами ДОМ от имени клиента, обеспечивая правильное толкование, применение правовых норм и защиту его прав;

- подготовка необходимых документов для участия в проверке и обжаловании ее последствий в суде;

- правовая экспертиза документации, чтобы убедиться в ее правильности и соответствии закону;

- представление интересов клиента в ходе проверки. В случае необходимости адвокат будет присутствовать на месте проведения проверки, защищая интересы клиента и обеспечивая соблюдение его прав;

- помощь в разрешении споров и конфликтов. Если в ходе проверки возникают спорные вопросы или конфликты, адвокат будет работать над поиском компромиссных решений или представлять интересы клиента в судебных или административных процедурах;

- составлять, представлять в письменной форме объяснения, замечания или отрицания акта проверки, составленного главным инспектором строительного надзора ДИАМ по результатам проверки (пункт 7 Порядка).

- по завершении проверки адвокат может предоставить помощь клиенту в анализе результатов проверки, подготовке необходимых документов для обжалования решений органов контроля или защиты его прав в случае выявленных нарушений.

Поэтому адвокат играет важную роль в процессе строительной проверки, обеспечивая правовую защиту и поддержку клиента на всех этапах проверки. Его профессиональные навыки, знание законодательства помогают клиенту эффективно защищать свои интересы и соблюдать его права в ходе проверки.

Важно обращаться за помощью к квалифицированному адвокату с опытом работы в сфере строительного права, чтобы иметь уверенность в качественной и эффективной защите своих интересов.

ВИДЕО В ТЕМУ: ЗАЩИТА СОСЕДЕЙ И ЗАСТРОЙЩИКА ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВ

Какие документы к проведению и по результатам проверки принимает ДИАМ?

Перед проверкой:

- приказ о проведении внеплановой проверки;

- направление на проведение.

На основе проверки принимается (справки, акты, предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, решения), создаются с использованием электронного кабинета пользователя Единой государственной электронной системы в сфере строительства (пункт 3-1 Порядка).

Акт проверки составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется объекту надзора, второй остается у главного инспектора строительного надзора ДИАМ, проводившего проверку. Если руководитель объекта надзора, относительно которого проводилась проверка, или его заместитель, или уполномоченное руководителем лицо не согласны с результатами проверки, изложенными в акте проверки, они имеют право в акте предоставить объяснения, замечания или возражения. В случае отказа в получении акта проверки главный инспектор строительного надзора ДИАМ делает соответствующую отметку в таком акте и в течение двух рабочих дней со дня завершения проверки присылает его объекту надзора заказным письмом с описанием вложения с уведомлением о вручении по местонахождению указанного объекта надзора (пункты 24, 26, 28 Порядка).

В случае выявления главным инспектором строительного надзора ГИАМ при проведении проверки нарушения, ответственность за которое установлена законом, составляется протокол о правонарушениях по форме, установленной Мининфраструктуры. В случае выявления главным инспектором строительного надзора ДИАМ при проведении проверки нарушения, которое может быть устранено, выдается предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности (далее – предписание). Предписание составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется руководителю объекта надзора или его заместителю или уполномоченному руководителем лицу, второй остается у главного инспектора строительного надзора ДИАМ, который его выдал. Выполнение предписания осуществляется путем проведения внеплановой проверки (пункты 29, 31 Порядка).

Длительное ли бездействие органа контроля по поводу не проведения проверки нарушает права жалобщика по защите его прав изложенных в жалобе?

Да, нарушает права. Следовательно, длительное бездействие органа ДИАМ по не проведению проверки фактически лишает жалобщика (заявителя) права на защиту нарушенных прав, изложенных в жалобе. С целью восстановления нарушенного права на надлежащее рассмотрение его обращений по устранению нарушений государственных строительных норм и градостроительного законодательства на объекте строительства, есть основания для обязательства ДИАМ провести внеплановую проверку.

Орган контроля обязан пригласить жалобщика на рассмотрение его жалобы?

ДИАМ обязан это сделать! Поскольку, в противном случае, делается невозможным практическая реализация права заявителя (жалобщика) лично изложить аргументы лицу, проверяющему жалобу, участвовать в проверке поданной жалобы или заявления и присутствовать при рассмотрении жалобы, об этом говорит статья 18 Закона Украины Об обращении граждан ( аналогичная позиция изложена Верховным Судом от 31.01.19 дело 826/12287/16, от 28.11.18 дело 820/4881/17, от 24.10.19 дело 826/5333/17).

Что следует понимать под противоправным бездействием субъекта властных полномочий?

Проявляющееся в непринятии решения или не совершении юридически значимых и обязательных действий в пользу заинтересованных лиц (жалобщика), которые на основании закона и/или иного нормативно-правового регулирования отнесены к компетенции субъекта властных полномочий (ДИАМ), были объективно необходимыми и реально возможными для реализации, но фактически не были осуществлены.

В то же время для признания бездействия противоправным недостаточно одного лишь факта несвоевременного выполнения обязательных действий, а важны также конкретные причины, условия и обстоятельства, по которым действия, подлежащие обязательному исполнению в соответствии с законом, фактически не были совершены или совершены. с нарушением сроков.

Значения имеют юридическое содержание, значимость, продолжительность и пределы бездействия, фактические основания его прекращения, а также ущерб бездействию прав и интересов заинтересованного лица (Верховный Суд от 27.02.20 дело 800/304/17).

Если орган контроля не проводит внеплановую проверку, можно ли обращаться в суд, чтобы обязать провести проверку?

Да, есть такое право, поэтому пользуйся. Главное прибавь к иску копию жалобы с подтверждением подачи и ответ на нее (в случае получения). Это следует, чтобы в судебном порядке исследовать возникшие обстоятельства и принять решение в твою пользу (Верховный Суд от 22.08.18 дело 807/62/16).

ВИДЕО В ТЕМУ: ПРОВЕРКИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОС ОРГАНАМИ: ПЛАНОВЫЕ, ВНЕПЛАНОВЫЕ. ЛАЙФХАКИ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Можно ли проводить внеплановую проверку только на объекте, где ведутся строительные работы

Для устранения возможности злоупотребления правом на проверки, совокупность мер, осуществляемых органами ДИАМ с соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил могут осуществляться только при выполнении соответствующими субъектами подготовительных и строительных работ. То есть, по общему правилу, такие проверки возможны по тем объектам, которые находятся в процессе строительства. Исключением из этого общего правила является выявление факта самовольного строительства, в связи с чем такие проверки могут касаться и построенного объекта).

Государственный архитектурно-строительный контроль может осуществляться по построенным объектам, объектам недвижимости в случае, если их строительство (проведение строительных работ) продолжается?

Так, согласно постановлению Верховного Суда от 20.06.23 по делу 640/5981/19, контроль может быть осуществлен относительно уже построенных объектов недвижимости в случае, если их строительство (проведение строительных работ) фактически продолжается.

Невыполнение строительной инспекцией требований закона о порядке осуществления внеплановой проверки приводит к признанию проверки незаконной и отсутствия правовых последствий?

Да, проверка, ее последствия будут незаконными! Поскольку нормами Закона 3038-VI и Порядка с соблюдением баланса публичных и частных интересов установлены условия и порядок проведения внепланового мероприятия государственного архитектурно-строительного контроля. Только их соблюдение может являться надлежащим основанием для проведения внеплановой проверки и оформления ее результатов, создающих для субъекта градостроительства юридические последствия. Невыполнение органами государственного архитектурно-строительного контроля требований законодателя о порядке осуществления государственного архитектурно-строительного контроля приводит к признанию проверки незаконной и отсутствия правовых последствий таковой (Верховный Суд от 26.02.20 дело 826/7847/17).

Только на этапе допуска к проверке субъект строительства может поднять вопрос о необоснованности назначения и проведения проверки, а допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений?

Вывод о том, что только на этапе допуска к проверке лицо может поставить вопрос о необоснованности его назначения и проведения, а допуск к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, ошибочно, так как нарушения процедуры назначения и проведения проверки, которые повлияли или объективно могли повлиять на правильность выводов контролирующего органа по результатам такой проверки могут быть основаниями иска о признании противоправными решений, принятых по результатам такой проверки (Верховный Суд от 04.07.22 826/15258/17, от 27.09.22 дело 320/1510/20 26.04.23 дело 340/2522/21).

ВИДЕО В ТЕМУ: РЕКОНСТРУКЦИЯ САРАЯ В СТО, МАГАЗИН, КАФЕ

Какие нарушения при назначении и проведении проверки будут являться основаниями для отмены решений, принятых по итогу проверки?

Есть не какие-либо нарушения, допущенные при назначении и проведении такой проверки, а только те, которые повлияли или объективно могли повлиять на правильность выводов контролирующего органа по результатам такой проверки и соответственно на обоснованность и законность принятого по результатам проверки решения.

Неправомерность действий контролирующего органа посредством принятия приказа о назначении и проведении проверки может быть предметом отдельного иска?

Неправомерность действий контролирующего органа при назначении и проведении проверки не может быть предметом отдельного иска, но может являться основаниями иска о признании противоправными решений, принятых по результатам такой проверки.

В случае если контролирующий орган был допущен к проведению проверки на основании приказа о ее проведении, этот приказ как акт индивидуального действия реализован его применением, поэтому обжалование приказа не является надлежащим и эффективным способом защиты права, поскольку отмена приказа не может привести к восстановлению нарушенного права. (Верховный Суд от 08.09.2021 г. дело 816/228/17).

Возможно ли в суде отменить акт, принятый по результатам внеплановой проверки?

Следует отметить, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий, не приводит к возникновению каких-либо прав и обязанностей для лиц, деятельность которых проверялась, поэтому его выводы не могут быть предметом спора. Акт проверки является носителем доказательной информации о выявленных контролирующим органом нарушениях требований строительного законодательства субъектами хозяйствования, документом, на основании которого принимается соответствующее решение контролирующего органа, а потому оценка акта, в том числе и оценка действий должностных лиц контролирующего органа относительно его составления, изложения в нем выводов проверки может быть предоставлена судом при разрешении спора об обжаловании решения, принятого на основании такого акта (Верховный Суд от 27.03.18 дело 813/2524/17, от 10.05.18 дело 811/119/13-а и от 16.07 .20 дело 826/4/16).

К чему приведет нарушения совершенные ДИАМ по поводу назначения и проведения проверки?

Таким образом, в случае незаконности проверки принятый по ее результатам акт индивидуального действия подлежит признанию противоправным и отмене. Поскольку только соблюдение условий и порядка принятия контролирующими органами решений о проведении проверок может быть основанием для признания правомерными действий контролирующего органа по их проведению. В свою очередь, нарушение контролирующим органом требований по назначению и проведению проверки приводит к отсутствию правовых последствий такой (Верховный Суд от 27.01.15 дело 21-425а14, от 05.02.19 дело 821/1157/16, от 05.02.19 дело 2а-10138/12/2670, от 04.02.19 дело 807/242/14 и от 23.01.18 дело 804/12558/14).

ВИДЕО БОНУС: ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ - ОТМЕНА В СУДЕ

Требование СБУ о проведении внеплановой проверки является основанием для назначения и проведения проверки?

Согласно статье 1 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» Служба безопасности Украины – государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями, обеспечивающий государственную безопасность Украины.

Учитывая определенный законом статус Службы безопасности Украины как правоохранительного органа, его требование в соответствии со статьей 41 Закона №3038-VI является основанием для проведения внеплановой проверки (Верховный Суд от 23.12.19 дело 802/639/16-а).

Каков порядок предварительного уведомления субъекта градостроительства о проведении внеплановой проверки как обязательной предпосылки для ее проведения?

Не предусмотрен такой порядок! Законодательством не предусмотрено четкого порядка предварительного уведомления субъекта градостроительства о проведении внеплановой проверки как обязательной предпосылки ее проведения (Верховный Суд от 15.01.20 дело 818/1617/16, от 15.05.20 дело 813/1885/16 и от 19.05.21 дело 210/5129/17).

Должен ли контролирующий орган в рамках подготовки к внеплановой проверке совершить действия по уведомлению субъекта градостроительства о ее проведении?

Для обеспечения присутствия уполномоченного представителя во время проведения таковой орган контроля в рамках подготовки к проведению проверки должен совершить действия по уведомлению субъекта градостроительства о ее проведении (Верховный Суд от 15.01.20 дело 818/1617/16, от 15.01.20 дело 813 /1885/16, от 19.05.21 дело 210/5129/17)

Принятию какого-либо решения контролирующим органом должна предшествовать соответствующая внеплановая проверка?

Да! Следует отметить, что принятию любого решения контролирующим органом предшествует соответствующая проверка, по результатам которой и устанавливается соблюдение субъектом градостроительства требований градостроительного законодательства. /17 и от 15.06.22 дело 826/15946/17).

ВИДЕО В ТЕМУ: СКАСУВАННЯ ДЕКЛАРАЦІЇ (ПОВІДОМЛЕННЯ) ПРО ПОЧАТОК ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНИХ РОБІТ

Должными, допустимыми доказательствами наличия нарушений со стороны субъекта градостроительства, в том числе и осуществления самовольного строительства, чем должно быть подтверждено со стороны строительной инспекции?

Следовательно, только соблюдение условий и порядка принятия контролирующими органами решений о проведении проверок и оформлении ее результатов являются надлежащими и допустимыми доказательствами нарушения со стороны субъекта градостроительства, в том числе и осуществления самовольного строительства.

Законны действия контролирующего органа, ссылающегося на невозможность проведения проверки по вине субъекта градостроительства?

Ссылки на невозможность проведения проверки безосновательны, поскольку законом урегулирован порядок действий в случае невозможности проведения проверки по вине субъекта градостроительства. ДИАМ при этом результаты проверки следует должным образом оформить и акт составить. При этом в случае недопущения объектом надзора главных инспекторов строительного надзора ДИАМ к проведению проверки составляется акт.

АВТОР КОНСУЛЬТАЦИИ: адвокат Павел Васильев

Телефоны для платных консультаций: 096-476-66-66 или 095-235-31-10

Телеграм канал по юридическому сопровождению строительства

  • 393

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 393

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные консультации

    Смотреть все консультации
    Смотреть все консультации
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст