Главная Блог ... Новости Мы не создаем аналог "Роскомнадзора": Дмитрий Тымчук о скандальном законопроекте по блокировке сайтов Мы не создаем аналог "Роскомнадзора": Дмитрий Тымч...

Мы не создаем аналог "Роскомнадзора": Дмитрий Тымчук о скандальном законопроекте по блокировке сайтов

Отключить рекламу
Мы не создаем аналог \

По словам народного депутата, закон необходим, однако заявленный вариант законопроекта нужно отозвать, сообщает СЕГОДНЯ.

О том, какие цели ставили авторы законопроекта № 6688, предусматривающего внесудебную блокировку сайтов на 48 часов, какую в их инициативе роль сыграл вирус "Petya/NotPetya", и почему ставка на конструктивное обсуждение проекта закона оказалось провальной, в интервью сайту "Сегодня" рассказал Дмитрий Тымчук, народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны.

Вы соавтор законопроекта (№6688), предусматривающего внесудебную блокировку сайтов на 48 часов. Какие цели у законопроекта?

- Начну с того, что в этом законопроекте смешаны вещи, которые нужно разъединять – кибербезопасность и информационная безопасность. Эта проблема стояла изначально, но так как вопросы преимущественно касаются интернета, мы решили включить все в один законопроект.

С киберугрозами проще. Когда мы регистрировали законопроект, с ряда ресурсов распространялся вирус (12/07/17 был зарегистрирован законопроект, а 27/06/17 была самая масштабная атака вируса семейства "Petya" в Украине – "Сегодня"), который блокировал работу ресурсов органов власти, возникала угроза для энергетической безопасности и целого ряда направлений. Это вызовы, которые несут угрозу всем гражданам Украины в плане угрозы жизни и здоровью. Я уже не говорю про убытки или, например, нарушение электронного документооборота.

После такой мощной атаки мы (Комитет по вопросам нацбезопасности и обороны Верховной Рады Украины – Ред.) общались с СБУ и пытались понять, какие можно предпринять шаги, чтобы нейтрализовать эту угрозу. СБУ нам объясняла, что нет у них никаких инструментов, дабы блокировать ресурсы, откуда исходит угроза.

Самый большой резонанс вызвало право СБУ на внесудебную блокировку сайтов на 48 часов. Чем это было вызвано?

- У следователя СБУ нет времени на то, чтобы обратиться в суд, особенно на выходных или ночью. Это для того, чтобы они могли блокировать, а потом на протяжении 48 часов могли получить разрешения суда. Это вызвано киберугрозами.

Почему такой резонанс?

- СМИ акцентировались на том, что будет внесудебное блокирование сайтов, а 48 часов убрали. Но такого не будет, что, например, какой-то заштатный лейтенант СБУ встанет утром, почитает сайт, ему что-то не понравилось, он его заблокирует.

Понятно, а что с частью об информбезопасности?

- С информационной безопасною сложнее. Мы знаем ресурсы, которые призывают к свержению конституционного строя, распространяют информацию, которую можно классифицировать как призывы к террористической деятельности. То есть все то, что вне интернета уголовно наказуемо.

Не нужно думать, что мы создаем аналогию "Роскомнадзора" или еще что-то. Нет. В отличие от России у нас должно быть решение судов. В законопроекте сказано, что речь идет об информации, которая может быть угрозой жизни и здоровью граждан, а не об оценочных суждениях или субъективных мнениях. Это касается, например, передачи информации для организации проведения террористических актов или диверсий. Нужно внимательно читать законопроект.

Решения суда тоже можно воспринимать по-разному. У нас есть апелляционный суд. В законе прописаны основания, которые позволяют блокировать интернет-ресурсы.

Согласен, что нужно более четко все прописать, так как мы стоим на очень узкой тропе балансирования между защитой интересов Украины в информационной сфере и ценностью свободы слова, свободного интернета. Конечно, было бы проще, если бы было введено военное положение, когда всем будут управлять военные, а спецслужбы имеют карт-бланш на почти любые действия. Кстати, многие журналисты и аналитики, которые критикуют власть за то, что не было введено военное положение, они просто не понимают, что это такое. Многие журналисты лишаются работы, так как вводится цензура. Но главное тут в том, что есть тонкая черта, которую мы старались не пересечь.

Вспомните новость: Кому депутаты предлагают разрешить блокировку интернет-сайтов без решения суда

Почему именно сейчас законопроект вызвал некий резонанс, он ведь уже год как зарегистрирован?

- Когда мы зарегистрировали законопроект, то я лично на круглом столе в Укринформе говорил, что законопроект не идеален. Соавтор Иван Винник считает также. Но мы рассчитывали, что выставим проект на обсуждение, чтобы получить дискуссию, встречные предложения, аргументированные уточнения, а не просто метание молний. Но кроме секции киберугроз и провайдеров, которые не хотят закупать специальное оборудование за свои деньги, по вопросу свободы деятельности СМИ в интернете мы никаких предложений не получили.

А провайдеры?

- Мы общались с представителями разных компаний. Сначала меня убеждали, что такие блокировки технически невозможны. Говорили, что у нас интернет устроен не так как в КНДР или РФ, у нас все по-другому. Технически мы не может сделать. Потом, когда было решение СНБО по блокировке российских ресурсов – все получилось. Но я понимаю логику провайдеров, для них это лишняя работа, которая им и даром не нужна. Но единого мнения по провайдерам нет, что они могут, а что – нет.

Кстати, на стадии обсуждения законопроекта мы нашли еще одну проблему. Те санкции, которые уже введены СНБО – не эффективны.

Например?

- Свежий пример. Prozorro проводит тендер этим летом по заказу для одной из воинских частей. Информация от воинской части идет с почтового ящика Яндекса. Из заблокированного в Украине ресурса! Если у нас госструктуры, военные пользуются этим, что говорить о широком круге граждан? Да, когда какой-то человек обошел блокировку и сидит в "Одноклассниках" – это никакая не угроза для безопасности. Но когда представители госструктур начинают этим страдать – это проблема. Как сделать так, чтобы санкции работали? Думаю, что это тоже тема, которую нужно было отдельным разделом рассматривать в этом законопроектe.

Как будете действовать дальше по этому законопроекту?

- На сегодня мы не получили конструктивной дискуссии. Мы не видим предложений, которые сейчас можно рассматривать, чтобы дорабатывать законопроект до завершенного состояния. В нынешнем виде принимать законопроект, вероятно, было бы не совсем верно. Но ставка на экспертное обсуждение провалилась.

Еще один момент, который меня смущает. Перед всей историей с законопроектом 6688 были принят закон "О национальной безопасности и обороне Украины". Если наш законопроект вызвал реакцию ОБСЕ, то по закону "О нацбезопасности и обороне" мало того, что никто не возражал, но и экспертная группа НАТО принимала участие в его разработке. Была официальная поддержка от НАТО, ЕС и Вашингтона, но там тоже рассказывали о притеснении свободы слова.

Я понимаю, что для СМИ сегодня главное резонанс, дело в рейтингах, а не в сути законопроектов, и тому подобное. Но у меня вопрос к экспертам и политологам, которые присоединяются к подобному шуму. Почему у нас любой законопроект о нацбезопасности вызывает негативный резонанс? У меня впечатление, что за этим стоит один "режиссер", который может своё влияние запускать в сеть через свои ресурсы, и которое (влияние – Ред.) потом уже автономно резонирует в обществе.

А в странах ЕС есть что-то подобное?

- Да, если не говорить о кибербезопасности, то в странах ЕС доминирует ценность свободы слова. Но страны ЕС не воюют. Хотя Европа уже реагирует: созданы органы, которые борются с фейками. Они понимают угрозу, но у них также проблема баланса между национальной безопасностью и свободой слова. Мне кажется, они смотрят, как у нас будет развиваться ситуация, как мы будет выкручиваться, какие у нас актуальные угрозы, что получится противопоставить.

Таблоид: ТОП-5 новых вооружений ВСУ: самые полезные разработки украинской армии

Этот законопроект может быть переработан, разделен на два?

- Не исключаю. Я склоняюсь к тому, что этот вариант законопроекта нужно отозвать, но на его основе сделать два – по киберугрозам и по информационной безопасности. Надеюсь, что экспертное сообщество и организации у нас когда-то перестроятся, перейдут от критики к каким-то предложениям. Если кто-то думает, что мы хотим быстро протолкнуть этот законопроект – это неправда. Мы за его широкое обсуждение.

Фото: www.segodnya.ua

  • 1407

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 1407

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные новости

    Смотреть все новости
    Смотреть все новости
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст