Головна Блог ... Консультації від юристів Отмена градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. Помощь Верховного Суда Отмена градостроительных условий и ограничений зас...

Отмена градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. Помощь Верховного Суда

Відключити рекламу
 - d15bdd3058cd3b0e23387562f2ad830a.jpg

Статья составлена в вопросах ответов со ссылкой на обязательную судебную практику Верховного Суда. Если у тебя остался безответный вопрос, пиши в комментарии.

Вопросы которые будут рассмотрены:

  • На два смежных земельных участка с одним адресом могут быть выданы одни Градостроительные условия и ограничения

  • Каким законом регулируется выдача и отмена градостроительных условий и ограничений

  • Как отменяются градостроительные условия и ограничения

  • Проведение работ в связи с реконструкцией жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации требует получения градостроительных условий и ограничений

  • По итогам плановой или внеплановой проверки строительства могут быть отменены строительной инспекцией градостроительные условия и ограничения

  • Следует ли получать градостроительные условия и ограничения для реконструкции квартиры с изменением ее внешней конфигурации путем устройства отдельного входа в помещение квартиры за счет устройства отверстия в наружной стене квартиры со стороны крыльца

  • Должна ли сообщать о предстоящей проверке строительная инспекция

  • По результатам рассмотрения заявления о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка вместо решения выдали письменный ответ, так разрешено

  • Можно ли обязать через суд орган градостроительства выдать градостроительные условия и ограничения

  • Законен ли отказ в выдаче градостроительных условий и ограничений на основании отсутствия детального плана территории при наличии действующего генерального плана

  • Индивидуальное предписание, содержащееся в решении городского совета, следует в суде отменять или признавать недействительным

  • Могут ли быть остановлены подготовительные, строительные работы, не соответствующие градостроительным условиям и ограничениям

  • Есть ли у городского совета полномочия по запрету выдавать градостроительные условия и ограничения

  • Градостроительные условия и ограничения подлежат сразу судебной отмене или необходимо предоставить время для приведения указанного документа в соответствие с требованиями действующего законодательства

  • Последствия выявления недостатков в градостроительных условиях и ограничений

  • На каких этапах осуществляется проверка вопроса правомерности выданных градостроительных условий и ограничений

  • При изменении заказчика нужно вносить изменения в градостроительные условия и ограничения

  • Какие основания для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений

  • Отдельные разногласия и неточности градостроительных условий и ограничений могут служить основанием для их отмены

  • Если в суде отменили градостроительные условия и ограничения – это повлияет на разрешение на выполнение строительных работ

  • Решение, предписание о приостановлении действия градостроительных условий и ограничений должно приниматься по вызову и участию застройщика

  • Как внести изменения в градостроительные условия и ограничения

  • Отсутствие в градостроительных условиях и ограничениях обязательных данных будет основой для их отмены

  • Как можно узнать о приостановлении действия, отмене градостроительных условий и ограничений

  • Сколько времени действуют градостроительные условия и ограничения

  • Если по итогам внеплановой проверки принято предписание о приостановлении действия градостроительных условий и ограничений, что будет после того, как предписание будет выполнено

  • Как зонирование территории влияет на градостроительные условия и ограничения

  • Законно ли решение департамента градостроительства об отказе в выдаче градостроительных условий и ограничений на строительство многофункционального комплекса на том основании, что намерения строительства объекта не соответствуют Генеральному плану города и Детальному плану территории

  • Если часть земельного участка, на котором планируется разместить объект строительства, находится в габаритах красных линий регулирования застройки – это может являться основанием для выдачи градостроительных условий и ограничений

  • Может ли решение об отказе в выдаче градостроительных условий и ограничений обосновываться решением городского совета об установлении моратория на строительство

  • Отсутствие плана зонирования или детального плана территории может быть основанием для не выдачи градостроительных условий и ограничений или отмены уже выданных

  • Можно ли начать строить административно-хозяйственные постройки вместо запланированного многоквартирного жилого дома согласно выданным градостроительным условиям и ограничениям на “земле жилой и общественной застройки”

  • Может быть отмена градостроительных условий и ограничений из-за несоблюдения установленных разрывов и расстояний от многоквартирного дома при строительстве автозаправочной станции

  • Смена этажности объекта строительства, площади застройки и строительного объема можно считать технической ошибкой

  • Отсутствие в градостроительных условиях и ограничениях высотности гаража, дает право застройщику самостоятельно определять этажность

  • Каков срок обращения в суд для отмены градостроительных условий и ограничений

  • На МАФ нужно получать градостроительные условия и ограничения

  • Может ли сосед подать в суд иск об отмене градостроительных условий и ограничений соседа

  • Можно ли подать в суд коллективный иск об отмене градостроительных условий и ограничений

Статья составлена в вопросах ответов со ссылкой на обязательную судебную практику Верховного Суда. Если у тебя остался безответный вопрос, пиши в комментарии.

На два смежных земельных участка с одним адресом могут быть выданы одни Градостроительные условия и ограничения?

Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (далее - Закон) градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (далее - градостроительные условия и ограничения) - документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству относительно этажности и плотности застройки земельного участка, отступов домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией.

При этом градостроительные условия и ограничения относятся к основным составляющим исходных данных. Из приведенного следует, что градостроительные условия и ограничения выдаются в связи с намерением заказчика провести застройку земельного участка конкретным объектом строительства. При этом термин «земельный участок» в контексте градостроительного правоотношения – это определенная территория, на которой планируется размещение соответствующего объекта строительства.

Закон применяет понятия "территории" и "земельного участка" как синонимы, не противопоставляя их между собой. Буквальное толкование земельного участка как участка, имеющего один кадастровый номер, приводит к сужению прав застройщика, существенно ограничивает его инвестиционные возможности и не отвечает задачам градостроительной политики.

Закон не запрещает выдачу одних градостроительных условий и ограничений на застройку нескольких земельных участков, на которых планируется возведение одного объекта строительства (в т.ч. комплекса). Также не запрещает выдачу нескольких отдельных градостроительных условий и ограничений застройки одного земельного участка, на котором планируется строительство нескольких отдельных объектов строительства.

Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка предоставляются для проектирования конкретного объекта строительства (дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры) на конкретной территории, которая может состоять из одного или нескольких земельных участков.

Следовательно, территория застройки может состоять из одного или нескольких земельных участков, по которым заказчик имеет право застройки в соответствии с градостроительной документацией. В контексте каждой отдельной земельной ситуации следует исследовать, что два земельных участка являются

1) смежными или нет;

2) имеют один или несколько адресов;

3) в соответствии с градостроительной документацией имеют одно целевое назначение земли для застройки или нет;

4) намерение застройки охватывает один объект строительства или нет, в том числе этот объект является единственным строительным комплексом или нет.

Учитывая это, может быть решена правомерность выдачи одних градостроительных условий и ограничений на проектирование одного объекта строительства.

Аналогичный подход содержится в постановлении Верховного Суда от 30.06.21. Дело 806/3365/17.

Каким законом регулируется выдача и отмена градостроительных условий и ограничений?

Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17.02.2011 N 3038-VI, им следует руководствоваться при рассмотрении вопросов выдачи и отмены градостроительных условий и ограничений.

Как отменяются градостроительные условия и ограничения?

Исключительно в судебном порядке, при этом принятие решения об отмене градостроительных условий является крайней мерой, которая применяется в случае невозможности устранения выявленных нарушений (постановления Верховного Суда от 11.04.18 821/3/17 и от 02.06.20 500/2308/18).

Проведение работ в связи с реконструкцией жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации требует получения градостроительных условий и ограничений?

Реконструкция может быть двух видов:

1) без изменения геометрических параметров объекта (т.е. без изменения технико-экономических параметров (функционального назначения)). Эта перепланировка в которой нельзя изменять общую площадь квартиры;

2) с изменениями геометрических параметров объекта (т.е. пристройка, увеличение площади за счет других помещений и прочее). Это реконструкция – требующая получать разрешение на проектирование – градостроительные условия и ограничения.

Следовательно, реконструкция, в том числе и та, которая по результатам проведенных строительных работ предусматривает изменение функционального назначения жилого помещения, не требует получения градостроительных условий и ограничений для проектирования этого объекта, кроме случаев, в которых происходит изменение его внешней конфигурации (постановления Верховного Суда от 22.10.22 дело 640/22599/19, от 08.09.21 дело 280/5204/18, от 24.01.19 дело 826/7281/17, от 24.10.22 дело 640/22599/19)

По итогам плановой или внеплановой проверки строительства могут быть отменены строительной инспекцией градостроительные условия и ограничения?

Часть 8 статьи 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", говорит, что отмена градостроительных условий и ограничений осуществляется:

1) по заявлению заказчика

3) по решению суда

Поэтому, по итогам проверки строительства не могут быть отменены градостроительные условия и ограничения. Только в судебном порядке.

ВИДЕО В ТЕМУ: ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТВОЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ПОМОЩЬ ИЗ СУДА

Следует ли получать градостроительные условия и ограничения для реконструкции квартиры с изменением ее внешней конфигурации путем устройства отдельного входа в помещение квартиры за счет устройства отверстия в наружной стене квартиры со стороны крыльца?

Список объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, определяется органами власти в сфере строительства, градостроительства и архитектуры.

Приказом Министерства регионального развития, строительства и коммунального хозяйства Украины от 07.07.2011 №109 утвержден Перечень объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются.

В частности, пунктом 25 Перечня предусмотрено, что градостроительные условия не предоставляются для реконструкции жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации, устройства в жилых домах, административно-бытовых зданиях предприятий и общественных зданиях встроенных помещений общественного назначения.

Следовательно, нужно получать градостроительные условия и ограничения, поскольку проведение данных строительных работ связано с изменением внешней конфигурации помещений (аналогичное постановление Верховного Суда от 22.06.22 дело 826/8924/16).

Должна ли сообщать о предстоящей проверке строительная инспекция?

Проверки могут быть двух видов: плановая и внеплановая. Обычно о плановой проверке бизнеса известно заранее, поскольку она вносится заранее в соответствующий график плановых проверок, поэтому время подготовиться и выполнить необходимые действия.

Относительно внеплановой, хоть она и подразумевает "внезапную", "здесь и сейчас", но по действующему законодательству проверяя не могут проводить ее без:

1) надлежащего уведомления о ней в день ее проведения;

2) формулирование четких, а не "обще - формальных" вопросов типа: "выполнение установленных норм строительного законодательства" которые следует проверить во время проверки. Это призвано для того, чтобы предотвратить злоупотребление государственными органами проводить проверки с более широким объемом вопросов, поэтому при рассмотрении этой категории дел исследованию подлежит информация, которая стала основанием для назначения внепланового мероприятия, на соответствие определенной информации и только ее отражение в приказе и направлении на проведение внепланового мероприятия.

Следовательно, усматривается обязанность органа контроля принять все меры по уведомлению субъекта хозяйствования о начале внеплановой проверки в день ее проведения, и невозможность ее проведения без соответствующего уведомления и при отсутствии представителя такого субъекта хозяйствования. Несообщение установленными законом способами о проверке влечет нарушение гарантированных законом прав субъекта хозяйствования, что в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" делает невозможным применение органом контроля любых мер и приводит к их незаконности в случае применение (постановление ВС от 09.04.20, дело 826/2338/17).

В случае невыполнения ранее приведенных двух условий есть основания для не допуска проверяющих к проверке.

Близкий по содержанию вывод содержится в постановлении Верховного Суда от 21.04.23 дело 160/23800/21.

При этом, в постановлении от 09.04.20 дело 826/2338/17 Верховный Суд указал, что отказ в проведении проверки предусматривает либо активные действия должностных лиц подлежащих проверке по недопущению должностных лиц государственного органа к проверке, невыполнение их законных требований, либо же умышленное бездействие проверяемого лица с целью укрывательства от членов комиссии

По результатам рассмотрения заявления о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка вместо решения выдали письменный ответ, так разрешено?

Не разрешено, т.к. по результатам рассмотрения заявления о выдаче градостроительных условий и ограничений принимается исключительно решение об удовлетворении заявления или наоборот. Если это письменный ответ (не решение) – это противоправные действия. Аналогичное заключение Верховного Суда от 21.12.20 дело 361/3476/17.

ВИДЕО В ТЕМУ: ОТМЕНА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ

ЗАСТРОЙКИ ЗЕМЛИ

 

Можно ли обязать через суд орган градостроительства выдать градостроительные условия и ограничения?

Нельзя этого сделать, поскольку надлежащим судебным способом защиты должно быть именно обязать орган градостроительства рассмотреть по существу заявление о выдаче градостроительных условий и ограничений (постановление Верховного Суда от 21.12.20 дело 361/3476/17).

Законен ли отказ в выдаче градостроительных условий и ограничений на основании отсутствия детального плана территории при наличии действующего генерального плана?

Генеральный план населённого пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне. На его основе разрабатываются другие виды градостроительной документации на местном уровне, в том числе и детальный план территории. Поэтому соответствие намерений застройки градостроительной документации на местном уровне, при принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, уполномоченный орган определяет исходя именно из генерального плана.

При этом такое основание отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений как отсутствие разработанного и утвержденного детального плана территории при наличии действующего генерального плана является неправомерным (постановление Верховного Суда от 11.04.18 дело 803/1231/17, указанное заключение впоследствии было поддержано в постановлениях Верховного Суда от 11.04.18 дело 803/1231/17, от 11.07.19 дело 369/9003/16-е, от 17.10.19 дело 569/4123/16-е, от 24.02.20 дело 26 -а, от 11.12.20 дело 1.380.2019.002260.).

Индивидуальное предписание, содержащееся в решении городского совета, следует в суде отменять или признавать недействительным?

Пунктами 18, 19 части 4 Кодекса административного судопроизводства Украины установлено, что нормативно-правовой акт - акт управления (решения) субъекта властных полномочий, устанавливающий, изменяющий, прекращающий (отменяющий) общие правила регулирования однотипных отношений и рассчитанный на долгосрочное и долгосрочное неоднократное применение.

Индивидуальный акт - акт (решение) субъекта властных полномочий, выданный (принятое) во исполнение властных управленческих функций или в порядке предоставления административных услуг, касающийся прав или интересов определенного в акте лица или лиц, и действие которого исчерпывается его исполнением или имеет определенный срок.

Итак, индивидуальное предписание (обжалуемый пункт), изложенное в решении городского совета, если не устанавливает, не изменяет и не прекращает (отменяет) общие правила регулирования однотипных отношений, не рассчитан на долгосрочное и неоднократное их применение, а потому подпадает под понятие "индивидуальный акт", т.е. касается полномочий конкретного лица в сфере градостроительной деятельности на определенный срок.

Учитывая приведенное, спорный пункт обжалуемого решения городского совета содержит индивидуальное предписание, а значит, подлежит именно отмене, а не признанию недействительным (постановление Верховного Суда от 23.12.20 дело 1840/2498/18).

Могут ли быть остановлены подготовительные, строительные работы, не соответствующие градостроительным условиям и ограничениям?

По результатам проведения внеплановой проверки такие работы подлежат остановке и устранению нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности (абзац 9 части 1 статьи 41 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности").

Есть ли у городского совета полномочия по запрету выдавать градостроительные условия и ограничения?

В постановлении от 27.02.2019 по делу №809/721/18 Верховный Суд обращал внимание на то, что взаимоотношения между органами местного самоуправления, представляющими территориальную общину, и субъектом частного права, в том числе субъектом предпринимательской деятельности, должны происходить в интересах соответствующего общества, но исключительно в пределах и способ, определенный законодательством (статья 19 Конституции Украины).

Учитывая изложенное, что городской совет принимая решение о запрете выдачи градостроительных условий и ограничений действует вне полномочий установленных действующим законодательством Украины и вопреки предписаниям действующего законодательства.

Следовательно, у городского совета отсутствуют полномочия по запрету выдачи градостроительных условий и ограничений (близкий по содержанию вывод содержится в постановлении Верховного Суда от 23.12.20 дело 1840/2498/18).

В случае принятия городским советом такого решения, последнее является противоправным и может быть в судебном порядке отменено (признано недействительным).

Градостроительные условия и ограничения подлежат сразу судебной отмене или необходимо предоставить время для приведения указанного документа в соответствие с требованиями действующего законодательства?

Необходимо предоставить время и только по истечению его может быть инициирована судебная отмена (постановление Верховного Суда от 18.03.21 дело 822/1723/17).

Последствия выявления недостатков в градостроительных условиях и ограничений?

При наличии оснований полагать, что градостроительные условия и ограничения содержат определенные недостатки, орган контроля вправе остановить действие последних и уведомить о необходимости устранения установленных недостатков.

В то же время отмена градостроительных условий и ограничений является крайней мерой, а не сразу после выявления недостатков (постановление Верховного Суда от 18.03.21 дело 822/1723/17). Поскольку отмена разрешительного документа допускается только в случае невозможности устранить выявленные нарушения, отсутствие такой возможности (невозможности) должно учитываться при принятии органом строительного контроля решения об обращении в суд по отмене градостроительных условий и ограничений.

На каких этапах осуществляется проверка вопроса правомерности выданных градостроительных условий и ограничений?

Должно происходить именно на соответствующих этапах, а не в любое неопределенное время (постановление Верховного Суда от 18.03.21 дело 822/1723/17).

При изменении заказчика нужно вносить изменения в градостроительные условия и ограничения?

Градостроительные условия и ограничения действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика (часть 8 статьи 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности"). Потому вносить изменения не нужно.

Какие основания для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений?

Часть 4 статьи 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" говорит, что основаниями для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений являются:

1) не подача документов, необходимых для принятия решения о предоставлении градостроительных условий и ограничений;

2) выявление недостоверных сведений в документах, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком, или в документах, удостоверяющих право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке;

3) несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне.

При этом основанием отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений является, в частности, несоответствие намерений застройки земельного участка положением соответствующей градостроительной документации на местном уровне.

ВИДЕО БОНУС: СКАСУВАННЯ ДЕКЛАРАЦІЇ (ПОВІДОМЛЕННЯ) ПРО ПОЧАТОК

ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНИХ РОБІТ

Отдельные разногласия и неточности градостроительных условий и ограничений могут служить основанием для их отмены?

Не могут являться основанием для их отмены (постановления Верховного Суда от 07.09.22 дело 380/1292/20).

Если в суде отменили градостроительные условия и ограничения – это повлияет на разрешение на выполнение строительных работ?

Да, повлияет, поскольку разрешение на выполнение строительных работ может быть аннулировано органом государственного архитектурно-строительного контроля на основании судебного решения, об отмене градостроительных условий и ограничений и/или прекращении права на выполнение строительных работ, что обуславливает наступление для застройщика (лица, получившего градостроительные условия и ограничения) последствий посредством прекращения возможности реализации прав в сфере градостроительной деятельности как субъекта такой деятельности и в перспективе строительство будет самостроем. Это предусмотрено пунктом 3 часть 6 статьи 37 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (постановление Верховного Суда от 07.09.22 дело 380/1292/20).

Решение, предписание о приостановлении действия градостроительных условий и ограничений должно приниматься по вызову и участию застройщика?

Решение столь важного для застройщика вопроса должно происходить исключительно с соблюдением права последнего на участие в принятии такого решения, с уведомлением его о результатах проведенной в порядке надзора проверки, суть выявленных нарушений и предоставление возможности их устранения в разумный и достаточный срок.

Это делается с целью обеспечения возможности предоставить заказчику свои объяснения по существу вопросов, непосредственно затрагивающих его права, и предоставление возможности устранить выявленные нарушения градостроительных условий и ограничений.

В противном случае - это повлечет за собой нарушение баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов застройщика (заказчика) и целями, на достижение которых направлено решение инспекции (близкий по содержанию вывод изложен в постановлении Верховного Суда от 07.09.22 дело 380/ 1292/20).

Как внести изменения в градостроительные условия и ограничения?

Такие изменения, в том числе с целью приведения их в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и градостроительной документации на местном уровне, может осуществлять орган, который их выдал, по заявлению заказчика или по решению суда. Это устанавливается абзацем 2 части 8 статьи 29 Закона "О регулировании градостроительной деятельности" (постановление Верховного Суда от 07.09.22 дело 380/1292/20).

Отсутствие в градостроительных условиях и ограничениях обязательных данных будет основой для их отмены?

В соответствии с формой градостроительных условий и ограничений, приведенной в приложении к Порядку №109, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка содержат определенные примечания, в которых указываются те или иные данные, выделенные скобками, в частности, при наличии в зависимости от вида застройки.

Следовательно, не указание в градостроительных условиях и ограничениях каких-либо из установленных пунктами 3.3, 3.4 Порядка №109 данных является самостоятельным и достаточным основанием для отмены последних (Верховный Суд от 25.03.21 дело 807/825/17).

Как можно узнать о приостановлении действия, отмене градостроительных условий и ограничений?

Такая информация надзорного объекта обнародуется на официальном сайте органа строительного контроля.

ВИДЕО В ТЕМУ: КАК БЫСТРО ОСТАНОВИТЬ НЕЗАКОННУЮ СТРОЙКУ?

Сколько времени действуют градостроительные условия и ограничения?

Действуют до завершения строительства или до момента их отмены судом, либо по заявлению заказчика (часть 8 статья 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности").

Если по итогам внеплановой проверки принято предписание о приостановлении действия градостроительных условий и ограничений, что будет после того, как предписание будет выполнено?

Действия градостроительных условий и ограничений будут возобновлены, если устранены указанные в предписании ошибки (недостатки).

Как зонирование территории влияет на градостроительные условия и ограничения?

План зонирования территории (зонинг) фактически составляет планировочный раздел территории города на определенные территории с определением перечня разрешенных (преимущественных и сопутствующих) объектов застройки, что обеспечивает реализацию долгосрочной стратегии комплексного развития города с учетом всех его потребностей и сдерживает хаотическую застройку.

Градостроительные условия и ограничения, прежде всего, должны соответствовать плану зонирования и в случае его отсутствия – детальному плану (Верховный Суд от 18.03.2021 дело 420/1055/20).

Законно ли решение департамента градостроительства об отказе в выдаче градостроительных условий и ограничений на строительство многофункционального комплекса на том основании, что намерения строительства объекта не соответствуют Генеральному плану города и Детальному плану территории?

Спорное решение правомерно, поскольку не опровергнуто, что намерения строительства объекта не отвечают требованиям градостроительной документации на местном уровне, а именно – Генеральному плану города и Детальному плану территории.

Осуществление застройки, намерения которой противоречат требованиям градостроительной документации (Генерального плана населенного пункта, Детального плана территории), нивелирует цель планирования и обеспечения устойчивого развития населенного пункта, следовательно, нарушает общественные интересы, выражающиеся в обеспечении соблюдения правил благоустройства населенного пункта, направленных на создание условий, благоприятных для жизнедеятельности человека; градостроительные условия и ограничения, не соответствующие Генеральному плану населенного пункта и другой градостроительной документации на местном уровне не могут считаться учитывающими общественные и частные интересы при планировании и застройке территорий, Генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне. На его основе разрабатываются другие виды градостроительной документации на местном уровне, включая детальный план территории.

Следовательно, соответствие намерений застройки градостроительной документации на местном уровне, при принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении градостроительных условий и ограничений, уполномоченный орган определяет исходя из градостроительной документации на местном уровне - генерального плана и детального плана территории, если таковой разработан.

Несоответствие намерений застройки земельного участка является основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений. В этом несоответствие намерений застройки означает, что запланированный на строительство объект не отвечает требованиям градостроительной документации на местном уровне, т.е. утвержденным текстовым и графическим материалам по вопросам регулирования планирования, застройки и использования территорий конкретного населенного пункта (Верховный Суд от 19.01.23 дело 640/9995/20).

Если часть земельного участка, на котором планируется разместить объект строительства, находится в габаритах красных линий регулирования застройки – это может являться основанием для выдачи градостроительных условий и ограничений?

Красные линии являются составной частью данных градостроительной документации на местном уровне, а несоответствие указанным требованиям градостроительной документации на местном уровне - границам красных линий, намерений по застройке земельного участка, является основанием для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений в понимании части 5 статьи 29 Закона Украины “О регулировании градостроительной деятельности”.

Следовательно, несоответствие намерений по застройке земельного участка требованиям градостроительной документации на местном уровне, а именно, несоответствие границ красных линий является достаточным основанием для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений (Верховный Суд от 24.01.19 дело 200/1438/16-а).

Может ли решение об отказе в выдаче градостроительных условий и ограничений обосновываться решением городского совета об установлении моратория на строительство?

Такой способ внесения изменений в градостроительную документацию на местном уровне, как установление моратория на строительство, законом не предусмотрено, что свидетельствует о несоответствии указанного инструмента принципу правовой определенности.

Часть 4 статьи 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" регулирует основания для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений, а именно:

1) неподача частью 3 настоящей статьи документов, необходимых для принятия решения о предоставлении градостроительных условий и ограничений;

2) выявление недостоверных сведений в документах, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком, или в документах, удостоверяющих право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного на земельном участке;

3) несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне.

Вывод: установление городским советом моратория на строительство не может являться основанием для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений (Верховный Суд от 27.02.19 дело 809/721/18).

Отсутствие плана зонирования или детального плана территории может быть основанием для не выдачи градостроительных условий и ограничений или отмены уже выданных?

Само по себе отсутствие плана зонирования или детального плана территории, разработка и утверждение которого относится к полномочиям органов местного самоуправления, не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений, поскольку такое решение принимается исключительно в случае несоответствия намерений по застройке земельного участка требованиям градостроительной документации на местном уровне, т.к. и не может являться основанием для отмены уже выданных градостроительных условий и ограничений (Верховный Суд от 16.06.21 дело 2340/3189/18).

Можно ли начать строить административно-хозяйственные постройки вместо запланированного многоквартирного жилого дома согласно выданным градостроительным условиям и ограничениям на “земле жилой и общественной застройки”?

Использование земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, а не для размещения административно-хозяйственных построек не выходит за пределы категории «земли жилой и общественной застройки».

Возможность строительства многоквартирного жилого дома на землях жилой и общественной застройки выбранный собственником/пользователем вид использования земельного участка не должен выходить за пределы определенной категории и должен быть выбран с учетом градостроительной документации.

Согласно Классификации видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.10 №548, земли, используемые для размещения жилой застройки (жилые дома, общежития, хозяйственные здания и др.), относятся к земле жилой застройки и категории земель жилищной и общественной застройки (Верховный Суд от 13.07.22 дело 821/377/18).

Может быть отмена градостроительных условий и ограничений из-за несоблюдения установленных разрывов и расстояний от многоквартирного дома при строительстве автозаправочной станции?

Может быть! Т.к. является нарушением государственных строительных норм, а следовательно и порядка реализации градостроительной документации и требований к строительству таких объектов.

Неучет государственных строительных норм как управлением градостроительства и архитектуры городского совета при предоставлении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, так и застройщиком при строительстве автозаправочной станции и автомобильного газозаправочного пункта является нарушением установленного порядка реализации градостроительной документации и требований к строительству таких объектов (Верховный Суд от 08.05.18 (дело 521/4789/17).

ВИДЕО БОНУСОМ: РЕКОНСТРУКЦІЯ КВАРТИР, БУДИНКІВ ТА НЕЖИЛИХ ПРИМІЩЕНЬ

Смена этажности объекта строительства, площади застройки и строительного объема можно считать технической ошибкой?

Изменение этажности спорного строительства, его площадь застройки и строительного объема нельзя считать технической ошибкой, а желаемые изменения должны быть внесены через утверждение новых градостроительных условий и ограничений, поскольку объект строительства не соответствует уже полученным.

Отсутствие в градостроительных условиях и ограничениях высотности гаража, дает право застройщику самостоятельно определять этажность?

Отсутствие ограничений высотности не дает право застройщику по своему усмотрению определять этажность запланированного гаража.

Каков срок обращения в суд для отмены градостроительных условий и ограничений?

Градостроительные условия и ограничения своими положениями могут нарушать права заинтересованного лица в течение всего срока своего действия (до завершения строительства), а не только в момент их выдачи. Итак, срок обращения в суд составляет 6 месяцев с момента такого нарушения (Верховный Суд от 29.04.21 дело 640/19594/20).

На МАФ нужно получать градостроительные условия и ограничения?

Не нужно получать на МАФ.

Может ли сосед подать в суд иск об отмене градостроительных условий и ограничений соседа?

Да, такое право есть. Главное в таком случае в суде доказать обстоятельствами и доказательствами, что спорные градостроительные условия и ограничения реально нарушают права соседа.

ВИДЕО БОНУСОМ: ЗАЩИТА СОСЕДЕЙ И ЗАСТРОЙЩИКА ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Можно ли подать в суд коллективный иск об отмене градостроительных условий и ограничений?

Да, возможно - это предполагает, что истцов по иску будет больше одного человека. Юридическая сила при этом одинакова как по иску поданному одним истцом, так и по иску поданному несколькими истцами и более (коллективный иск).

Телефоны для платных консультаций: 096-476-66-66 или 095-235-31-10

Телеграм канал по юридическому сопровождению строительства

  • 611

    Переглядів

  • 1

    Коментарі

  • 611

    Переглядів

  • 1

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Видео в тему: РЕКОНСТРУКЦІЯ КВАРТИР, БУДИНКІВ ТА НЕЖИЛИХ ПРИМІЩЕНЬ https://www.youtube.com/live/sSf76QljoLQ?si=Q07Y0k1CKrhH4i8v

    10.04.2024 13:30

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні консультації

    Дивитись всі консультації
    Дивитись всі консультації
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст