Головна Блог ... Консультації від юристів Список № 2 или как воспользоваться своим правом выйти на пенсию раньше. Список № 2 или как воспользоваться своим правом вы...

Список № 2 или как воспользоваться своим правом выйти на пенсию раньше.

  • Автор: 

    АРЕС

  • 20

  • 0

  • 86657

Відключити рекламу
 - 5d34f45afc239ff6df412bc239d713f8jpg

Поводом для написания этой статьи стали участившиеся случаи отказов управлений Пенсионного фонда назначать пенсию по так называемому списку № 2. Более детально остановимся на основание назначения пенсии, основных причинах отказа и способах восстановления своего права на пенсию.

Законодательство:

– Закон Украины «Об пенсионном обеспечении»;

– Приказ Министерства труда и социальной политики Украины № 383 от 18.11.2005 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях »;

– Постановление Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях »;

– Постановление Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней».

Аналізуйте судовий акт: Постанова Верховного Суду України у справі № 21-307а14 від 16 вересня 2014 р.

Условия назначения пенсии по списку 2

1. Правом получить пенсию по возрасту на льготных условиях (тобишь выйти на пенсию раньше ) наделены работники, который отработали полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – по списку № 2 и по результату аттестации рабочего места

– Мужчины, после 55 лет при наличии общего стажа не менее 25 лет из него не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

– Женщины, после достижения 50 лет и при налички общего стажа работы не менее 20 лет из него не менее 10 лет на указанных работах.

Основные причины отказа в назначении льготной пенсии по списку № 2

1. Работа одновременно на должности по списку № 2 и совместительство

Основанием для назначения пенсии на льготных условиях является наличие стажа работы полный рабочий день. Под определение полного рабочего дня следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, в течении не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работником его трудовых обязанностей.

Практика оформления пенсии при условии наличия совместительства практически всегда означает отказ в назначении пенсии так как предприятия очень редко дают подтверждающие документы, что работник работал 80 процентов своего времени на работах по списку № 2.

Вывод: если Вы знаете о факте Вашей работы по совместительству, то не обходимо предварительно проконсультироваться у юриста или адвоката. Юрист или адвокат сможет предупредить возможный отказ пенсионного фонда на этом основании. Если же отказ все же получен, то необходимо обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получения пенсии.

2. Отсутствие данных об аттестации рабочего места либо отсутствие аттестации вообще

Условием назначения пенсии на льготных условиях согласно положений статьи 13 Закона Украины «Об пенсионном обеспечении» для зачисления стажа, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.1992 года соответствующее право должно быть подтверждено результатами аттестации.

Заслуживает внимание правовая позиция Верховного суда Украины по делу № 21-307а14. В частности:

«Согласно пункту 4 Порядка проведения аттестации и подпунктом 1.5 пункта 1 Методических рекомендаций периодичность проведения аттестации рабочих мест определяется непосредственно коллективным договором предприятия и проводится не реже одного раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия или организации.

Результаты аттестации используются при установлении пенсий по возрасту на льготных условиях, льгот и компенсаций за счет предприятий и организаций, обосновании предложений о внесении изменений и дополнений в списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а также для разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровления работающих.

В соответствии с пунктом 3 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Минтруда от 18 ноября 2005 года № 383 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 декабря 2005 года за № 1451/11731), при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21 августа 1992 года.

В пункте 4.2 указанного Порядка применения списков говорится о том, что результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, если в течение этого времени на данном предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна быть проведена внеочередная аттестация.

Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что своевременно проведенная аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из мер социальной защиты работников, который должен способствовать реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

Аттестация должна проводиться в предусмотренные пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроки, а ответственность за своевременность и качество ее проведения возлагается на руководителя предприятия, организации.

Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации».

Вывод: аттестация рабочего места проводиться каждые 5 лет и ее проведение является обязанностью руководителя предприятия или организации. Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации. Отказ Управления пенсионного фонда подлежит обжалованию в судебном порядке.

3. Невозможность получения каких-либо подтверждающих документов о стаже работы

Очень часто возникает трудность в получении справок о стаже работы, справок о размере заработной платы. В ряде случае это связано с нежеланием предприятия, учреждения, организации выдавать такие документы либо связано с невозможность выдачи таких документов в следствии утери документов, ликвидации предприятия, учреждения, организации…

В таком случае после получения отказа соответствующего территориального органа Пенсионного фонда следует незамедлительно обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получение пенсии.

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.

Согласно пункту 10 указанного Порядка, для подтверждения стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда необходимо представить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и, в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В случае отсутствия правопреемника подтверждение периодов работы, которые засчитываются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленной для отдельных категорий работников, осуществляется в порядке, определенном Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минтруда и Минфином (пункт 20 Порядка).

Вывод: отказ Пенсионного фонда в назначении льготной пенсии в связи не предоставлением необходимых документов, а именно, справок, уточняющих особый характер работы, иных справок, не является основание для отказа в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии необходимо обжаловать в судебном порядке.

Автор консультации: Чумак Роман, ТОВ "АРЕС".

  • 86657

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 86657

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні консультації

    Дивитись всі консультації
    Дивитись всі консультації
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст