Головна Блог ... Аналітична стаття Статті Взыскание денег с бюджетной сферы

Взыскание денег с бюджетной сферы

  • Автор: 

    Автор не вказаний

  • 1

  • 0

  • 9092

Відключити рекламу
 - tn1_vziskanie_deneg_s_byudgetnoy_sferi_548b6f184ab81.jpg

Довольно значительная часть судебных дел в Украине связана с попытками истцов взыскать деньги с государственного или местных бюджетов, или же с бюджетных учреждений и предприятий. Чаще всего, такие иски возникают в связи с социальными выплатами и в трудовых спорах бывших работников таких бюджетных структур. Иногда это касается лиц, исполнявших те или иные работы по гражданско-правовым договорам с бюджетными учреждениями или предприятиями. Немало возникает таких споров в хозяйственных отношениях между бюджетными структурами и небюджетными предприятиями и физическими лицами-предпринимателями.

Но при удовлетворении судами таких исков потом всегда возникает вопрос исполнения такого решения о взыскании средств.

Порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 2011 г. № 845 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 30 января 2013 г. № 45). Именно этот Порядок определяет механизм исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников (далее — решение о взыскании средств), принятых судами, а также другими государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения. Рассмотрим его общие положения.

При этом, для правильного восприятия, следует обязательно понимать, что в этом Порядке отдельные термины употребляются в конкретном значении. В частности, должниками в этом порядке определяются указанные в решении о взыскании средств распорядители (бюджетные учреждения) и получатели бюджетных средств, а также предприятия, учреждения и организации, счета которых открыты в органах Казначейства.

Исполнительными документами признаются оформленные в установленном порядке исполнительные листы судов и приказы хозяйственных судов, изданные во исполнение решений о взыскании средств, а также другие документы, определенные Законом Украины «Об исполнительном проведении». При этом нужно обратить особое внимание на словосочетание — «о взыскании средств», поскольку на формулировку «начислить и выплатить» этот Порядок не распространяется.

Решение о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников исполненяются на основании исполнительных документов исключительно органами Казначейства в порядке очередности поступления таких документов (о взыскании средств государственного и местных бюджетов — с предварительным информированием Минфина, о взыскании средств с должников — в пределах соответствующих бюджетных назначений, предоставленных бюджетных ассигнований (остатков средств на счетах предприятий, учреждений, организаций).

Если исполнительный лист взыскателем изначально подавался в исполнительную службу, при наличии оснований для возврата исполнительного документа взыскателю, руководитель органа государственной исполнительной службы, согласно Закону Украины “О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений”, в течении 10 дней со дня составления государственным исполнителем соответствующего акта, подает Казначейству оригинал исполнительного документа вместе с сопроводительным письмом и заверенные надлежащим образом государственным исполнителем копии других материалов исполнительного производства.

В случае принятия решения о взыскании средств с учреждений бюджетной системы сам взыскатель подает органу Казначейства:

  • заявление обисполнении такого решения с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислить средства, или данных о перечислении средств в наличной форме через банки или предприятия почтовой связи, если счет отсутствует;
  • оригинал исполнительного документа;
  • судебные решения о взыскании средств (при наличии, но не обязательно, поскольку орган казначейства имеет право сам истребовать такие решения из суда. В любом случае не следует отдавать в казначейство решения судов с «мокрыми печатями», поскольку они, с большой вероятностью, могут Вам еще понадобиться, а вторично их получить порой очень тяжело);
  • оригинал или копию расчетного документа (платежного поручения, квитанции и т.п.), который подтверждает перечисление средств в соответствующий бюджет (видимо, имеются в виду копии квитанций об уплате судебного сбора при подаче иска, если судом вынесено решение о возврате этих средств).

К заявлению могут прилагаться и иные документы, содержащие сведения, которые могут содействовать исполнению решения о взыскании средств (справки и письма органов, контролирующих обеспечение бюджетных поступлений, или же органов местного самоуправления, или решения органов досудебного расследования и прокуратуры и т.п.).

Исполнительные документы предъявляются к исполнению в течении одного года со дня, наступающего за днем вступления в силу решения о взыскании средств, если иное не предусмотрено законом. Сроки предъявления исполнительных документов перерываются в случае предъявления их к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения решений о взыскании средств в установленном порядке. Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов суда возобновляются судом в установленному законом порядке, а решений о взыскании средств, принятых государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения, — не возобновляются.

После поступления указанных документов, органы Казначейства принимают их к рассмотрению и регистрируют в соответствующем журнале. На заявлении взыскателя о исполнении решения о взыскании средств отмечается дата поступления и входящий номер. Дальше они осуществляют предварительное рассмотрение документов, по результатам которого определяют необходимость получения от взыскателя дополнительных сведений для исполнения решения о взыскании средств и сообщают взыскателю (представителю взыскателя) по его письменному требованию о принятии, регистрации и результатах предварительного рассмотрения документов (надо всегда в заявлении заявлять такое требование).

Орган Казначейства возвращает исполнительный документ взыскателю в случае, если исполнительный документ:

  • не подлежит исполнению органом Казначейства;
  • подан лицом, которое не имеет соответствующих полномочий;
  • предъявлен к исполнению с пропуском установленного срока;
  • выдан или оформлен с нарушением установленных требований.

Также исполнительный документ поворачивается взыскателю, если:

  • решение о взыскании средств не вступило в силу, кроме случаев, когда судебное решение о взыскании средств допущено к немедленному исполнению в установленном законом порядке;
  • суммы средств, указанных в судебном решении о взыскании средств, возвращены взыскателю по представлению органа, контролирующего обеспечение поступлений бюджета, или за счет таких средств исполнены денежные обязательства, или погашен налоговый долг взыскателя перед государственным или местным бюджетом;
  • отсутствует остаток невозмещенного налога на добавленную стоимость, согласованный с взыскателем;
  • взыскатель отказался от исполнения исполнительного документа или отозвал его без исполнения;
  • имеются иные, предусмотренные законом случаи.

Документы возвращаются Казначейством в орган государственной исполнительной службы в случае, если:

  • решение о взыскании средств не подлежит исполнению Казначейством;
  • документы и сведения поданы лицом, которое не имеет соответствующих полномочий, или не в полном объеме.

Взыскатель имеет право повторно направлять органу Казначейства возвращенный исполнительный документ в течении установленного этим Порядком срока, течение которого начинается со дня получения взыскателем исполнительного документа.

При исполнени исполнительных документов органы Казначейства, в частности, имеют право:

  • сообщать органу, который выдал исполнительный документ, о наличии обстоятельств, которые усложняют или делают невозможным его исполнение тем способом или в том порядке, которые определены таким документом, кроме случаев исполнения решений о взыскании средств за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения исполнения судебных решений и исполнительных документов;
  • обращаться в предусмотренных законом случаях в орган, выдавший исполнительный документ для разъяснения решения о взыскании средств, возбуждать ходатайство об установлении или изменении порядка и способа исполнения такого решения, а также об отсрочке и/или рассрочке его исполнения;
  • откладывать, приостанавливать бесспорное списание средств и их перечисление взыскателям в случаях, предусмотренных законом и этим Порядком.

Откладывание бесспорного списания средств осуществляется в случае:

  • обращения в орган, выдавший исполнительный документ, за разъяснением решения о взыскании средств или для изменения порядка и способа его исполнения;
  • необходимости получения от взыскателя дополнительных сведений для исполнения решения о взыскании средств;
  • обращения к органу, который контролирует обеспечение поступлений бюджета, для подтверждения их зачисления в бюджет или установления остатка сумм платежей, подлежащих бесспорному списанию, или для согласования реквизитов счетов, на которых учитываются поступления бюджета, кодов бюджетной классификации и т.п.;
  • когда по определенным органом Казначейства кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета (кодам временной классификации расходов и кредитование местных бюджетов) и экономической классификации расходов бюджета, по которым осуществляется бесспорное списание средств, отсутствуют открытые ассигнования (средства на счетах), или до конца бюджетного периода их недостаточно для исполнения судебного решения. При этом, орган Казначейства направляет должнику требование о необходимости принятия должником мер по установлению таких ассигнований или осуществлению иных действий, направленных на исполнение судебного решения. Если у должника недостаточно открытых ассигнований (средств на счетах) для исполнения исполнительного документа, бесспорное списание средств осуществляется частично. На исполнительном документе производится отметка об объеме списанных средств, которая заверяется подписью ответственного лица, скрепленной гербовой печатью. Должник обязан в течение одного месяца после поступления указанного требования прислать органу Казначейства письменное уведомление о мерах, принятых им с целью исполнения судебного решения. Указанный срок может быть продлен органом Казначейства по обоснованному заявлению должника до двух месяцев. Бесспорное списание средств со счетов должника осуществляется с момента открытия соответствующих ассигнований. На период исполнения требования орган Казначейства откладывает бесспорное списание средств и осуществляет проводку платежей по платежным поручениям должника только по защищенным расходам, определенным Бюджетным кодексом Украины. Орган Казначейства обеспечивает учет и хранение исполнительных документов до их исполнения в полном объеме или возвращает взыскателю;
  • когда для осуществления бесспорного списания средств государственного бюджета необходимы дополнительные средства свыше объема соответствующих бюджетных назначений. В таких случаях Казначейство подает в течении 10 дней со дня поступления исполнительных документов в Минфин предложения относительно необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, откладывает бесспорное списание средств государственного бюджета и возобновляет его с даты вступления в силу закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины и сохраняет исполнительные документы до исполнения их в полном объеме.

Бесспорное списание средств и их перечисление взыскателям осуществляются после устранения обстоятельств, которые были основанием для отложения бесспорного списания таких средств.

В случае наличия обстоятельств, которые усложняют исполнение решения о взыскании средств или делают невозможным его исполнение, орган Казначейства может на основании соответствующего решения органа, выдавшего исполнительный документ, осуществить отсрочку и/или рассрочку бесспорного списания средств и их перечисления взыскателям, установленным таким решением способом.

Приостановление бесспорного списания средств осуществляется в случае:

  • приостановления судом исполнения исполнительного документа или решения о взыскании средств;
  • принятия судом к рассмотрению кассационной жалобы прокурора на судебное решение;
  • обращения в суд с заявлением о замене лица (должника, взыскателя) правопреемником;
  • наличия иных обстоятельств, предусмотренных законом.

После устранения обстоятельств, которые были основанием для приостановления бесспорного списания средств и их перечисления взыскателю, исполнительный документ исполняется согласно этому Порядку в порядке очередности, которая образовалась на момент устранения таких обстоятельств.

Действия органов Казначейства по исполнению исполнительных документов могут быть обжалованы в Казначейство или в суд.

Кроме того, в связи с этим Порядком следует знать, что еще 21.11.2011 г. Высшим административным судом (ВАСУ) было издано информационное письмо № 2135/11/ 13-11 «О порядке взыскания судебных издержек с Государственного бюджета Украины». В этом письме ВАСУ, ссылаясь на нормы подпункта 3 пункта 9 раздела VI Заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса Украины и пункта 19 указанного Порядка дает судам рекомендацию о том, как распределять между сторонами судебные издержки (согласно ст. 161 КАСУ).

ВАСУ указывает, что если судебное решение принято в пользу стороны, которая не является субъектом властных полномочий, суд присуждает все ее документально подтвержденные судебные издержки с Государственного бюджета Украины (или с соответствующего местного бюджета, если иной стороной был орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо) (ч. 1 ст. 94 КАСУ).

При этом, ВАСУ указывает, что с учетом принципа приоритетности законов над подзаконными актами, судам в резолютивной части такого судебного решения следует отмечать обязанность органа Государственной казначейской службы Украины взыскать судебные издержки с Государственного бюджета Украины, путем их бесспорного списания со счета субъекта властных полномочий — ответчика. Соответственно, в исполнительном листе по такому судебному решению в качестве должника следует указывать Государственный бюджет Украины в лице субъекта властных полномочий — ответчика.

Автор статьи: Адвокатское бюро Кучерявого Олега Петровича.

  • 9092

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 9092

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні аналітичні статті

    Дивитись усі статті
    Дивитись усі статті
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст